Ноябрь 2018

Краткий очерк по истории римского права

Краткий очерк по истории римского права.  Становление, развитие, выводы.

Omnia mutantur-nihil  interrit[1] , говорил воин и философ на троне римский император Марк Аврелий.  Римский   народ  четыреста лет властвуя европейскими, азиатскими и африканскими народами  и  уйдя со сцены  истории в небытие ,  оставил  в наследство  миру   не только   великие имена  своих  граждан,  величественные руины , поэзию, философию  и  точный и образный  латинский  язык. Римская цивилизация оставила народам  большее, — созданное ей уникальное детище,- право людей .  Для того, чтобы  понять   и осмыслить   значение  данного феномена  для современной мировой юриспруденции  необходимо помнить, -все правовое развитие Западной Европы идет под знаком римского права вплоть до настоящего времени. Лишь со времени вступления в действие нового общегерманского гражданского уложения,- т.е. лишь  с 1 января 1900г. исчезло формальное действие Кодекса  Юстиниана в Германии. Однако, материальное его действие ощущается  и поныне,- все самое ценное  из него воплощено немецким  законодателем  в параграфах  и статьях современного германского права.  До сих пор  во Франции действуют многие положения Кодекса Наполеона  1804г., который  почти дословно  списан с «Институций»  римского юриста Гая.

Право  римлян   предопределило не только  нынешнюю   юридическую практику большинства европейских ,латиноамериканских и  части азиатских стран , но и  работу  современных теоретиков  и разработчиков  мировых правовых институтов. Изучение римского права , и в особенности, древне римской юридической литературы,  на протяжении нескольких веков формировало   как  юридическое мышление  западноевропейца,  так  и его общечеловеческую и правовую  культуру.   Изучение римского правового наследия    создавало    сильный класс юристов-теоретиков и практиков,  а также  специалистов  и их помощников в законодательной работе.  

Начало.  Согласно  римской легенде , дошедшей до нас в пересказе римских историков  и  с которой начиналось образование каждого римлянина, царевич Эней, -один из   защитников легендарной  Трои  после того как его родной город был разрушен ахейцами,  сумел бежать из охваченного пламенем  города   вместе со своим сыном Юлом.  Они  долго скитались и, наконец, высадились в области  обитания племени латинов,- на западном побережии Италии   недалеко от  устья  Тибра. Сын Энея  Юл  основал   в Лациуме  новый город ,  назвал его   «Альба Лонга»  и  стал  в нем царем.   Через несколько поколений после Юла   в   Альбе Лонга царствовали  его потомоки : братья Нумитор и Амулий.   Через некоторое время   Нумитор  был  свергнут  Амулием .   Тиран оставил   брата в живых, но  приказал убить  сына Нумитора , а  дочь-  Рею Сильвию  приказал  насильно посвятить в весталки.  По древнему обычаю жрицам  богини  домашнего очага Весты   полагалось до смерти  оставаться  девственницами, и нарушение ими целибата   каралось смертью.  Однако, у Реи Сильвии  все же  родились  два близнеца  и  нарушившая  обет   весталка была осуждена на смерть. Потомство такой жрицы по неписанному  закону  также следовало   уничтожить.

Рея Сильвия была казнена,  а  корзину с  малышами   отдали рабу,  чтобы тот утопил  их в Тибре.  Раб, однако, не стал топить младенцев. Он  поставил лукошко  на берег  и   ушел.   Спустя некоторое время,  голодные  дети  вылезли из корзины  и стали  плакать . Плач  услышала пришедшая напиться к реке  волчица  и  накормила  детей    своим   молоком .  Тут к берегу пришел   царский   пастух, который, пожалев, забрал детей в  свою хижину, назвал их Ромулом и Ремом ,  и  воспитал их как своих собственных.  После многочисленных приключений, описание  которых, в нашем случае,  увело бы автора от темы, подросшие  братья      задумали   основать   город на том самом месте, где были  подобраны пастухом.   Примечательно,  как  рассказывает об этом   римский историк и биограф IIв.  Плутарх из Херонеи   в своих «Сравнительных биографиях»: «Конечно им  было необходимо или распустить  во МНОЖЕСТВО СОБРАВШИХСЯ ВОКРУГ НИХ РАБОВ И БРОДЯГ И ТЕМ САМЫМ ОБРАТИТЬ СВОЮ ВЛАСТЬ В НИЧТО,  ИЛИ ПОСЕЛИТЬСЯ С НИМИ ОТДЕЛЬНО ,ТАК КАК ЖИТЕЛИ АЛЬБЫ НЕ ЖЕЛАЛИ ПРИНИМАТЬ В СВОЮ СРЕДУ разбойников И ДАВАТЬ ИМ ПРАВА ГРАЖДАНСТВА».  Автор сознательно  привел здесь(пусть и  в сильно сокращенном виде) данную  «легенду». Как видим, лукавый грек  ясно  намекнул  потомкам  с кого, собственно, начался   великий римский народ, давший миру  свое уникальное и великое творение, -римское право.

Сакральный строй и квиритское право .  Великий русский цивилист и признанный знаток римского права  А.И. Покровский писал:  «Религиозные верования и религиозная организация народа никогда не  остаются без влияния на его  жизнь и правовые учреждения. Чем  архаичнее  эпоха, тем значительнее, по общему правилу,  это влияние».  Однако,  у разных  народов влияние религии  неоднозначно. У индусов и египтян,  к примеру, оно было настолько сильно, что всему государственному строю придавало характер теократии. Такого значения у древних римлян религия не имела. Римляне, рано  начинают  отделять право человеческое(jus humanum) от право  божеского(divinum). При всем том  религия  у римлян не оставалась без значительного влияния на государство , причем влияние это, безусловно,  было многообразно и проникало в жизнь  самыми различными путями.   Многие деяния , безразличные для права, считались у римлян   нарушающими предписания религии и по приговору сакрального суда навлекали на виновника то или иное наказание. Таким образом, рядом со светским уголовным судом, находящимся под юрисдикцией  царей, начало  правлению которых , убив брата  в пьяной ссоре, и положил легендарный Ромул,  существовал суд религиозный . Отношения клиента к патрону, к примеру, стояли исключительно под защитой религии .Неисполнение патроном своих обязанностей по отношению к клиенту(и наоборот) влекло сакральное наказание.  В этом случае человек объявлялся обреченным мщению богов и поэтому  ставился  вне общения людей,   а равно и   вне защиты закона.

Религиозным преступлением считалось  у римлян[2] и нарушение присяги или  клятвы; виновник подлежал большей или меньшей  личной или имущественной каре с целью очищения перед оскорбленными богами.   Примешивались вопросы религии и к различным вопросам семейных или наследственных отношений. В сфере семьи вмешательство жрецов и жреческой юрисдикции вызывала религиозная форма брака. В  области наследования большое значение имел институт  семейных святынь. Каждая семья имела свой собственный культ, -культ своих предков (манов) души которых по верованиям римлян, продолжали жить около домашнего очага и которые для своего загробного покоя нуждались в известных жертвоприношениях. Эти жертвоприношения никогда не должны были прекращаться, в противном случае,  память предков будет оскорблена;  духи их  из добрых гениев  превратятся в злых, причем не только для ближайших членов семьи, но и для всего римского народа. Ввиду этого вопрос о том, кому в случае смерти отца семейства перейдет право и обязанность поддерживать культ предков примешивался к вопросу о наследовании.Таким образом, данное положение вещей   способствовало  воздействию религиозного права на  право светское.

Большое значение  в гражданской жизни римского народа  имели  и «священные дни»( dies nefasti ), в течение которых нельзя было запрещено  совершать  определенные  гражданские  или публичные  действия. Определение этих дней, равно как и установление календаря,  находилось в руках  римских жрецов. Понятно, что при такой множественности и разнообразности  отношений, затрагиваемых сакральным правом(jus cacrum) его познание и интерпретация   требовали  специальных теологических знаний.  Знания эти  получались  римскими  священнослужителями исключительно  в  герметических  жреческих коллегиях, в которых  центральное  место   занимала  коллегия понтификов. У них  же   римскому гражданину можно было получить и надлежащий юридический совет. Таким образом, понтифики считаются первыми римскими юристами, положившими начало римского гражданского права.

Но и область публичного права,- область дел политических не была свободна у римлян от разнообразных сакральных влияний. Наибольшее значение  имел здесь институт религиозного гадания(auspicia). Перед началом всякого сколько  нибудь значительного акта,  как каждый отдельный гражданин, так и все государство в лице своих властей предварительно старались узнать волю богов,- благоприятствует ли она начинанию или нет. Средством  для восприятия  этой воли были небесные знамения, поведения священных птиц, состояние внутренностей жертвенных животных и т.д. Толкование этих признаков также требовало специфических  знаний , и эти знания сохранялись и поддерживались в другой жреческой коллегии –авгуров. Подобно тому, как понтифики имели  большое значение в вопросах гражданского права, коллегия авгуров имела значительный  вес в области права публичного.   Межгосударственные отношения    в «царский период», длившийся в Риме с 753г.до н.э  по  509г.до н.э.(год установления Сенатской Республики)   т и позднее также находились в зависимости от норм сакрального права. Учреждением, компетентным в этой области,  являлась третья коллегия-коллегия  жрецов-фециалов. Перед объявлением войны фециалы в качестве послов отправлялись для переговоров к неприятелю а в случае безуспешности таких переговоров, — символически открывали двери  храм Марса-Мстителя и бросали в сторону  неприятельского государства ритуальное копье. Этот акт означал официальное объявление войны врагу. Они же скрепляли мир клятвами и жертвоприношениями.

Уголовное судопроизводство. Римское уголовное  право   периода царей   уголовного права и уголовного суда в современном  смысле не знает.     Преследование преступлений государство  еще не ставит в число своих  главных задач.  Те или иные противоправные деяния в большинстве своем  вызывают   пока  лишь неорганизованную расправу — самосуд толпы над виновником. Преступления, направленные против тех или иных отдельных лиц , вызывали месть  или самого потерпевшего или  его близких. Государственная власть при этом  ни во что не вмешивалось. Расправа и месть при взаимной договоренности  могли заменяться выкупом. У славян и германцев известен институт «виры» когда по договоренности между сторонами  потерпевшей стороне компенсировался причиненный ей вред. Если сторона не соглашалась  родичи могли изгнать провинившегося во избежание кровной мести, которая могла тянуться до тех пор пока род  «кровника» не вырезался полностью. Отсюда большое количество «изгоев» , которые приставали к разбойничьим шайкам или сами такие шайки сколачивали,  что, если верить «легенде»  и сделал   основатель римского государства Ромул.

Именно то обстоятельство, что обычай кровной мести в значительной мере ослабляет  силу народа для защиты от внешнего врага, заставляет  государство, пусть и постепенно, взять на себя регламентацию уголовного суда и наказаний. Первые шаги   в этом направлении  пока еще робки и нерешительны.  Однако  преступления, затрагивающие интерес всего общества(delicta publica)    в царский период  уже подлежат суду государственной власти.     при  следующем после Ромула  римском царе  Нуме, неорганизованная расправа народа над виновником была запрещена. Волею этого  мудрого правителя  это явление    перестает  быть  явлением правомерным.   Римский царь  имел неограниченное право суда  и  не был  связан при этом ни родом преступления, ни мерой наказания. Он обладал   властью   привлечь к ответственности любое лицо  и  за каждое деяние, которое он  найдет преступным.   Однако уголовного права в период царей[3] в  современном  смысле слова еще не существует , поскольку нет еще точных определений ни того что преступно ни того, за  что может быть наложено  наказание. Какого либо  писаного закона не существует . Принцип «nullum crimen sine lege,  nulla poena sine lege еще не действует,- все заключено в безграничной  воле-«империуме» высшего представителя государственной власти- царя(REX). Он судит и решает как первая, и окончательная инстанция.  Какой либо апелляции на его решение  не допускается. Царь может, конечно, передать окончательное решение народному собранию, но это для него совсем не обязанность.        Преступления против частных лиц  в этот период рассматриваются, как   частное дело самого потерпевшего. Лишь немногие из них влекут уголовные наказания, налагаемые по инициативе государственной власти и, таким образом, переводятся в разряд delicta publica. Таково, например, убийство( parricidum). Для дел об убийстве  уже во времена  царей существовали особые «квесторы по убийству».Наказание за убийство было  только одно- смертная казнь(poеna capitalis).Согласно принятому позже  закону XIIтаблиц,  куда перекочевали многие из установившихся издревле обычаев  и   царских постановлений , смертной казнью карались   и умышленные поджоги. Преступник подвергался телесному наказанию,  а затем сжигался живьем. Смертью  карались также  и земледельческие преступления,- умышленное нарушение считавшихся священными межевых знаков.   Царем   Нумой  было постановлено : «eum,gui terminum exarasset,et ipsum et boves sacros esse» -«виновник и быки, при помощи которых было совершено преступление, делаются обреченными каре богов». Смертью каралось и похищение или истребление посевов,  а равно и их заколдование. Наконец «высшей мерой социальной защиты» наказывалось …….  сочинение пасквилей, что, безусловно, отрадно.     За этими немногими и бессистемными исключениями все остальное сохраняет частный характер. Так, членовредительство предоставляется частной мести по принципу «око за око зуб за зуб»-si membrum rupsit,ni cum eo pacit,talio esto- если повредит член тела и не договорится с потерпевшим, пусть ему будет такое же воздаяние[4]

Гражданское судопроизводство. Относительно гражданского права эпохи царей и первой половины эпохи республики главным  источником(хотя и не полным)наших сведений  является римский юрист II в.н.э. Гай, который касается этого вопроса в 4й книге своего дошедшего до нас  сочинения «Институции».

Гай сообщает что  древнейшей формой  гражданского процесса в Риме  были т.н.  per legis actionеs -« через законные иски».  Формула lege agere  обозначала  государственный императив    гражданину осуществлять свое  право законным образом  в противоположность  возможным незаконным действиям. Причем несоблюдение надлежащей  исковой формулы влекло за собой полную потерю процесса.  Например в иске  о порубке ветвей, нельзя было говорить virtes(ветви) ибо формула предписывала говорить arbores(деревья).

Гай описал нам пять  основных форм legis actio. Объем данной статьи не предполагает их рассмотрение. Отметим лишь то, что для начала процесса непременно необходимо было личное присутствие, как истца , так и ответчика и , при этом существенной  проблемой  являлось, то,  как заставить ответчика  явиться в суд.   Государство  предоставляло  решать эту проблему  самому истцу.  Однако, с этой целью власть давала ответчику определенное правовое средство-in jus vocation(вызов в суд). Появившиеся в начале республиканского периода Законы XII таблиц,- первый писаный свод законов римского государства  предусматривали: «Если вызывают на суд, пусть вызванный идет. Если не идет, пусть истец призовет свидетелей, а затем берет его силой. Если тот уклоняется и скрывается,  пусть истец наложит на него руку». Наложение руки(manus injecto)  юридически предоставляло лицо в полное распоряжение наложившего на него  руку. Истец  имел право  потребовать от ответчика явки в суд в любом месте, где он его встретит, однако дом считался священным и вторгаться в «квартиру» ответчика считалось незаконным. Если ответчик не подчинялся, истец  должен был опротестовать этот отказ перед свидетелями и задержать ответчика силой. Если силы не хватало   а также в случае  попытки к бегству последнего ответчик подлежал вышеупомянутому «наложению руки» и , тем самым, юридически становился  как бы приговоренным по суду поступить в полное расположение истца. Поэтому  энергичные и непоседливые римляне готовились к таким вещам заранее,  предварительно договаривались  со свидетелями и начинали действовать «законным образом». Если для ответчика  следовать сейчас же в суд было неудобно, то он мог дать обещание истцу(конечно же в присутствии свидетелей последнего) явиться в суд в какой нибудь другой день, подкрепив это обещание поручительством какого либо лица. Такой поручитель назывался vas,  а само поручительство vadimonium.

В 509г.до н. э. происходит знаковое для развития римского права событие. Римляне изгоняют последнего царя .  Инспирировавшим эту «революцию» сенатом Была превозглашена республика и сенат и два высших магистрата-консула    становятся  отныне  во главе  римского  государства . Стремление к царской власти считается   тягчайшим государственным преступлением и карается  смертьюРимское государство   именуется теперь  SPQRсенат и народ римский.

Законы XII таблиц. С развитием общественных и экономических отношений а также на фоне непрекращающихся войн Рима с соседями а также острейшей политической борьбы между патрициатом и плебсом   у римского общества  назревает  насущная потребность в писанном праве. В 451г.до н.э  комиссия  из 10 сенаторов-патрициев во главе с Аппием Клавдием  представила народу свод законов из 10 таблиц.  В следующем году  к этим таблица  добавляются  еще две.   Несмотря на драматические перепитии, последовавшие в связи с работой   данной  комиссии ,  «legis diodecim tabularum»  стали  основным  источником  правового развития Рима, источником  его  публичного и частного права.  В  вырезанных на  хранившихся в глубокой тайне  12  медных досках нормах права  были письменно закреплены сложившаяся правоприменительная практика  и  некоторые из  постановлений царей. Три первые таблицы относились к процессу, 4я содержала нормы семейного права, 8я уголовное право,  а 10  содержала в себе предписания похоронных обрядов.  Однако, отныне римляне подавали иски в суд,  основываясь исключительно на  установках  этих законов. Ссылки на другие основания   отныне  юридической силы  не имели[5].

До нашего времени дошли как цитаты из отдельных таблиц, так и формулы некоторых исков, которые оставил  потомкам  римский юрист II века  Гай  в своих  комментариях. В принципе, никаких новаций  в законах XII таблиц не содержалось. Законы эти, закрепили в письменном виде те, сложившиеся в обществе юридические принципы, которые  устраивали народ  и которые безоговорочно принимались как  необходимые и освященные богами.  Законы XII таблиц впервые в письменной форме закрепили  фундаментальные постулаты римского юридического мышления:

1)Lex superior derrogat posterior-новый закон отменяет предыдущий;

2)Nullum crimen sine lege-nulla poena sine lege-нет преступления без указания на него в законе;

3)Nemo debet bis puniri pro uno delicto-никто не может быть дважды наказан за одно и то же преступление.

Правотворчество преторов. Однакопостановления законов XII таблиц даже с изменениями и дополнениями внесенными путем позднейших  законов далеко не охватывали всех отношений и далеко не удовлетворяли   потребностям, которые выдвигала  быстро развивающаяся и усложняющаяся жизнь. Сплошь и рядом создавались такие отношения, для которых в законах XII таблиц  не было никакой регламентации .  Впрочем,  римляне, в этом смысле бежали «впереди паровоза». Благодаря  особенной постановке своих магистратур они нашли иной и чрезвычайно удобный путь,  благодаря которому законодательная работа  в  значительной  степени упрощалась, и благодаря которому римское право стало тем, чем оно было  есть и будет  для всего человечества и всей юридической науки.

На обязанности римских магистратов-особенно высших-консулов, а  после образования институты  претуры [6] и преторов,  лежала  общая забота об охране гражданского мира и порядка. Для охраны этого порядка им вручалась отныне  почти неограниченная  административная власть(imperium) со всеми ее внешними атрибутами. Во всех   случаях, когда  закон оставлял пробелы, когда то или иное лицо терпело какой -нибудь ущерб в своих интересах и не имело возможности добиться удовлетворения путем обыкновенного гражданского иска( в котором нужно было обязательно опереться на ту или иную норму закона XII таблиц, а таковой не находилось) лицо имело право обратиться к магистрату( консулу, претору, квестору, эдилу) с просьбой помочь ему своей властью. Магистрат производил расследование(causae cognitio) и если  находил просьбу или жалобу заслуживающей внимания, удовлетворял ее при помощи административных средств своей власти,- например,  угрозой штрафа вынуждал лицо, неправильно завладевшее вещью, возвратить ее хозяину. При этом магистрат формально опирался на свою власть,  а  материально на свою обязанность  охранять мир, закон и порядок. Что есть порядок, было предоставлено законом его свободному суждению, и во всех случаях подобного рода, он своим вмешательством  устранял известное положение вещей ,как, по его мнению, беспорядок в государстве. Так  в Риме появились интердикты- консульские и преторские приказы. Совершенно  аналогичное явление  наблюдается  в специальной области рыночного оборота, порученной наблюдению куруальных эдилов, где также с течением времени  развивается система особенных норм, выработанных эдилами  в   системе их эдиктов.    Эта система,  расширяясь с течением времени,  пересекается  во всех областях  со старым цивильным правом,  переплетается с ним самым различным образом и, таким путем   создается характерный   для римского  праворазвития   феномен,  известный   под именем ДУАЛИЗМА ПРАВОВЫХ СИСТЕМ когда  одной и той же области гражданского права действуют одновременно две системы норм разного происхождения и разной юридической природы. Их взаимоотношение может быть различно. На первых порах преторские мероприятия, возможно, имели своей целью  лишь помочь законному (цивильному) правопорядку  в  восполнении его пробелов.   И конечно , под этим предлогом в область права вносились весьма существенные изменения, но все же претор не становился   до времени   в резкое и открытое противостояние  с предписаниями законов XIIтаблиц.  Впрочем,  насущные потребности жизни  заставила  его сделать и этот шаг, -выступить с открытой корректурой казавшихся до этого незыблемыми законов  там, где  потребности  делового оборота  далеко переросли  старые нормы цивильного права и где даже самая свободная интерпретация оказалась бессильной. Безусловно, закона как такового , претор отменить не мог  но, осуществляя свою обязанность блюсти общественный мир и порядок,  судья   мог в том или ином случае, где по его мнению того требовали интересы целесообразности,   предписать частным лицам НЕЧТО ИНОЕ ЧЕМ ПРЕДПИСЫВАЛ ЗАКОН. Все это формально мыслилось как временное изъятие  по некоторым особым условиям ad hock. Однако фактически, со временем   « изъятие» это  становилось постоянным,   а закон  XII  таблиц  формально сохранявший свою  силу,  делается  по выражению римских юристов nudum jus Quiritum —  «голым правом».  В 122г.до н.э.  происходит еще одно знаковое событие в области эволюции римских  правовых институтов. Законом   Семпрония    в римском государстве  вводится  система судов присяжных, которая была впоследствии усовершенствована диктатором Суллой  а императором Августом расширена  и оставалась основополагающей для эпохи  принципата. 

Право перегринов. Как  цивильное,  так и преторское право   распространялось только на римских граждан(cives Romani). Но во второй половине республики, когда Рим делается центром всемирной торговли,  в город стекается масса иностранцев-перегринов.  С этими «перегринами»  у римлян завязываются  различные, в том числе и деловые отношения. Вместе с этим возникает потребность  и регламентировать  эти отношения. Для этого  римляне создают особую структуру во главе с магистратом- претором перегринов. Он , так же как городской претор при вступлении в должность , издает эдикт, в котором определяет правила своей юрисдикции, и этот эдикт делается основой  особого гражданского порядка, действующего для отношений римлян с иностранцами и иностранцев между собой. Нормы этого правопорядка заимствуются  из общих обычаев международного торгового оборота,-т. е. из обычаев, слагающихся в торговле, в которой принимают участие  деловые люди разных стран и национальностей. Таким образом, мы видим, что  по своему материальному содержанию это право  является общим , т.е  его уже можно с полным правом  рассматривать как  право международное.   Позитивное значение jus gentum имеет у  римских юристов  тот смысл, что должно было наводить римлян  на ту мысль, что существует  некоторое общее для всех народов право, состаящее из норм и  правил поведения, приемлемых всеми,например  родство, почитание богов и родителей, реакция против причиненного зла и т.д.. Совокупность  этих общепризнанных норм  и было общим правом всех.

Судебная реформа  Корнелия Суллы. Римский аристократ- полководец и политик  Луций Корнелий СуллаСулла , получивший в результате  развязанной им кровавой гражданской войны титул пожизненного диктатора   известен потомкам  не только своей   жестокостью к врагам  и удаче в походах.   В 82 г. до н.э. он  издает закон(  закон Корнелия) по которому  число квесторов(помощников консулов в судебных и финансовых делах) увеличивалось  до 20. Этот закон являлся частью  правовой реформы, предпринятой  этим , выражавшим интересы  римской аристократии  неординарным  политиком   для оздоровления  римской государственной жизни.  Данный  комплекс мероприятий,  получив  название «Сулланская конституция» проводился   с позиций усиления сенатской власти с  целью ограничения демократических институтов, рассматривающихся Суллой в качестве причины общественного кризиса.    Значение  lex Cоrnelia  для развития римских правовых институтов  сложно  переоценить , поскольку    данный закон предписывал  преторам  отправлять  судопроизводство , опираясь на свои постоянные эдикты. Этим юридическое значение  преторского эдикта было усилено.    Марк туллий Цицерон, начинавший свою политическую, общественную и юридическую деятельность в это непростое время,  назвал  преторский эдикт «законом на год».  Корнелий Сулла    расширил пределы подсудности  судов присяжных. Эти суды рассматривают   теперь    не только такие  категории  преступлений как  убийство, отравление, угрозу общественной безопасности и  подделку завещания,  но и нарушение неприкосновенности жилища, подкупы на выборах, взятки в провинциях, хищение гос. имущества, государственные преступления, оскорбление величия римского народа,  а также прелюбодеяния.   Следствие велось преторами, которые тесно взаимодействовали со скамьей присяжных, насчитывающих, как правило, 75 человек. Так как совместное заседание   коллегии  решало исход процесса, жалобщики и обвиняемые имели право отклонить определенное число присяжных, которые выбирались по жребию из списка.  Во время судебного заседания председательствующий следил за соблюдением положенной процедуры. Присяжные принимали участие в  заседании  молча,  и в конце голосовали «виновен(condemno)» «невиновен(absolvo)». При этом большое  значение придавалось единогласным решениям, а при большом числе воздержавшихся, назначалось новое слушание.    Процесс проходил при активном участии сторон, выступали адвокаты, приглашенные свидетели, могли проводиться перекрестные допросы[7].  Мера наказания определялась соответствующим для данного случая законом. Во времена поздней республики смертельный приговор представителям высшего сословия не выносился, им представлялась возможность  удалиться в ссылку. Казни подвергались рабы и преступники из низших слоев. Таким образом, наказания выносились  в соответствии со статусом  обвиняемого.[8]

Октавиан Август. Формулярный процесс. Гай Октавий  усыновленный Цезарем,  внучатый племянник,   и известный римской истории как император как Гай Юлий Цезарь  Октавиан  Август в результате победы в новой  гражданской  смуте   создает уникальную политическую систему,   в которой умно и дальновидно соединяет  элементы сенатской республики и единоличной императорской  власти. Источником   права наряду с правотворчеством преторов     становятся отныне   и предписания   Принцепса, — императорские эдикты.   В области уголовного судопроизводства   Август   далее совершенствует   процедуру суда присяжных,   а  также   расширяет  компетенцию  судебного следствия .  При нем оно становится  постоянным органом уголовного судопроизводства.   Со времен Октавиана  появляются  и   возможности «чрезвычайного правосудия», которые оказываются довольно эффективными  и  быстро приводят к цели. Речь   идет ,прежде всего,  о полицейской юрисдикции, которую получили  городские префекты, префекты  полиции и командиры полицейских формирований. Суд  отправляют теперь  и префекты созданной Августом преторианской гвардии,  а при определенных обстоятельствах  и те военные, которые командовали рассеянными по стране  военными постами.

Среди  обладателей чрезвычайных полномочий  самым важным  считался  префект  города Рима. Этот  пост занимал, как правило, бывший консул или претор, пользующийся полным доверием Принцепса.   Совет градоначальника  состоял из сенаторов и квалифицированных помощников.  Его суду  подлежали  любы е категории  преступлений. Следствием этого явилось то , что  при Августе и унаследовавших ему императорам дома Юлиев-Клавдиев  чрезвычайный уголовный суд начал все больше и больше вытеснять обычное судебное следствие, а сфера компетенции полицейского суда  все более расширялась. С помощью таких  мер  были уничтожены бандитские формирования в Италии и криминальные элементы в самой  столице.

В 17г. до н.э  Август своим указом отменяет форму  «per leges actionem». Отныне формула  гражданского иска,   веденная  двумя законами Юлия  составляется  исключительно претором и   обязательна для всех[9]. Эта новая форма процесса  взаимствованная,  из процесса между перегринами, оказалась более удобной.   И ,естественно,   единство формы  гражданского процесса «per formula»  требовало теперь   соответствующей унификации  правовых институтов в материальном плане. Императорские предписания, за которыми   явно прослеживается   профессиональное юридическое знание , вносят  существенные изменения в цивильное право, в  право лиц, семейное и наследственное право,  а также в сферу контрактной ответственности.

Именно  на  времена   «Принципата»   приходится    период интенсивного законотворчества   преторов и деятельности римских юристов, как толкователей и интерпретаторов  императорских постановлений  и  преторского законотворчества. В этот период живут и работают  Атей Капитон, Антистий Лабеон, Кокцей Нерва, Прокул, Гераний Приск, Ювенций Цельс. Ученик Прокула. Антистий Лабеон  основывает  юридическое направление,  которое он называет «школой Прокулианцев».  Другая школа, «Сабинианцы», была основана Гаем Кассием Лонгином, приближенным следующего за Августом императора дома Юлиев,-Тиберия.  Лонгин  написал сочинение  «jus Civile»  в трех книгах. Представителями  данной  школы  являлись   Целий Сабин, Яволен Приск, Сальвий Юлиан.

Во II в.н .э. во время правления императора  Антонина Пия(Благочестивого), Флорентин и Гай, -оба провинциальные юристы составляют  свои «Институции».  «Институции» Гая ,написанные им  в 4х книгах  дошли до нас.   Общая структура работы : лица-вещи-иски стала моделью для последующих  кодификаций , в том числе  и Кодекса Наполеона 1804г. и основывающихся на нем современных кодексов.     Значительная роль в творчестве римских юристов того времени  составляют комментарии к трудам предшественников. Гай и его современник  Помпоний Флакк написали комментарии  к труду Квинта Муция Понтифика.   Их наследники — римские юристы- Папиниан и Ульпиан[10] , И более поздние: Павел, Тертуллиан, Гермоген, также пишут  комментарии к трудам  своих прошлых коллег. Продуктивность творчества римских юристов поразительна, — о некоторых из них сообщают, что они написали по  300-400 книг.

После Агуста19 августа 14  года от рождества Христова  в возрасте 76 лет, оставив после себя мощное  и процветающее государство, включающее в себя  значительной  части территории  западной Европы,  Малой Азии и северной Африки  Октавиан Август умирает. После того, как со смертью императора Нерона окончилась династия, заложенная этим  великим  законодателем и  политиком   в результате новой  гражданской   смуты,  императорский пурпур достаются   Флавиям , а затем Флавиев сменяет династия Антонинов[11].

В 180 г.н.э.  в Виндобоне (совр. Вена)  от охватившей империю  чумы  умирает воин и философ на троне Марк Аврелий Антонин[12]. Унаследовавшему   последнему , его сыну Коммоду  и стория щедр подарила  9 лет правления, ознаменованного экономическим кризисом  и неудержимым мотовством императора.  Этот ничтожный сын великого отца   был  убит  в результате заговора , который составили   против него   его телохранитель и наложница.   Постановив  проклять  память последнего из Антонинов,   римский сенат   назначает   «принциепсом»  Гельвдия  Пертинакса.   Строгий и неподкупный  старик-сенатор, начал с того,   что  бесстрашно попытался  обуздать обнаглевших и ненавидимых народом    дворцовых гвардейцев и  поплатился за это жизнью .  Зарезав  Пертинакса, преторианцы уходят  в  свой лагерь   где открывают  постыдный торг императорским   пурпуром и  объявиляют  что отныне будут  продавать  должность императора с молотка.   Объявился и покупатель, —  некий  Дидий Юлиан, который  и  сторговал себе эту   должность. По обычаю, нового императора  подняли   на щит,  и  получившие донатив[13],  и  крайне  довольные провернутой  сделкой   преторианцы ,  возложили   на него  императорский пурпур.

Получив   известия о безобразии творившемся  в столице Септимий Север, -командир  римских  войск, стоявших в Паннонии (совр. Венгрия) решает испытать судьбу. Собрав  воинов он  сообщает  им   что  творится в Риме. Закаленные в сражениях с даками и германцами солдаты тут же  превозглашают  его императором  и требуют  вести их на Рим. Что  Септемий  Север и сделал.  Войдя в город без боя, новый император ,  первым делом,   приказывает    окружить преторианский лагерь. Недавно еще спесивых и наглых  преторианских гвардейцев ,отобрав у них   золоченое оружие и доспехи,  легионеры Севера  пинками  провожают  из города, чему те  несказанно рады, поскольку  суровый новый император  все таки сохранил  им жизнь.

Септимию Северу, который завещал своим сыновьям ублажать армию и плевать на все остальное,  унаследовал   старший  сын Каракалла с именем которого связано величайшее событие,  как в римской политической истории,  так и в истории римского права .

В 212г. н. э.  этот император  обнародовал  эдикт «К перегринам Ойкумены».  Этим эдиктом   все население римского государства  получало права римского гражданина.  Теперь провинциал, ставший   полноправным   гражданином «Республики[14]» мог добиваться государственных  и военных должностей. Эту возможность  немедленно  использовали энергичные и предприимчивые люди со всех концов необъятной державы, которые ринулись во все магистратуры государства,  включая  армию , полицию и сенат.   Значение этого документа  с политической точки зрения  переоценть трудно.  Однако  и   с точки зрения правовой   эдикт  этот   был   явлением важнейшим , поскольку    юрисдикцию римских судов   а также римские  законы на всех  новых граждан   а , кроме того,  дезавуировал и институт  «права перигринов» (jus gentum)  поскольку  потомки покоренных римлянами народов   стали  отныне  полноправными римскими гражданами.              

В 217г.н.э. во время похода на персов император был   убит  начальником своей охраны.  Смерть Каракаллы   ознаменовала  начало эпохи  варварских нашествий, кровавых  смут, борьбы политических амбиций и  меркантильных  интересов  почувствовавшей все выгоды  свергать и сажать на трон  императоров  армии. Это время ознаменовал  и   экономический коллапс развалившегося на 12 частей государства . Так продолжалось   несколько десятилетий за время которых сменилось 17   римских императоров ни один из которых не умер своей смертью.   В эти  неспокойные   годы    плодотворное занятие правом стало не только бессмысленным,  но и  невозможным . Все что  осталось  мыслящего и интеллектуального  в Римской  империи искало  теперь выход из духовного тупика   в  неоплатонизме, гнозисе и  христианстве.

В 270г.н.э.  римские  части, раскватированные в Иллирии (совр. Сербия и Хорватия) превозглашают императором   офицера Аврелиана,  человека, железной волей которого было восстановлено  политическое единство   римского государства , подавлены внутренние  смуты  и отражен мощнейший натиск  задунайских и зарейнских  народов, а также восстановлена римская граница по Евфрату. Однако в 275г. этот выдающийся император  пал от рук заговорщиков. После кратковременного правления   императоров Проба и Карина, тоже  стоившего им жизни, власть достается иллирийцу Диоклу,  который победив своих соперников в борьбе за власть в новой гражданской войне,   принимает официальное имя:  Цезарь Гай  Аврелий Валерий Диоклетиан Август. Этот  незаурядный  политик и администратор   создает новую систему управления империей- «Доминат» а ,точнее, возвращает римское государство к эпохе  правления царей с той лишь  разницей,  что отныне императору как воплощению бога, принадлежит полная и абсолютная власть над населением империи которое из граждан(cives)   превращается в подданных(subject).     Император теперь не Принцепс, признающий, пусть и формально, верховенство  Сената и народа . Он теперь господин, бог. Он Dominus,-владыка, стоящий  выше закона, и придворным отныне   положено,  пав ниц , лобызать  кончики  его пурпурных сапог.

И вновь политические события  тянут за собой  изменения  правовые. С угасанием творчества преторов, и  обесценивания значения преторского эдикта, вызванного шестидесятилетним периодом дезинтеграции  государства,  нашествия рвущихся  через  границы  варварских полчищ,  смут и кровавых гражданских войн, нарождающиеся  правовые отношения времени , такие как фидеокомиссы (наследственные отказы), алиментные отношения и др.  могли найти себе защиту только в порядке экстроординарном.   Замена формулярного процесса  процессом экстроординарным  означала  коренное изменение  в целом ряде юридических принципов. Если в ординарном процессе  разбирательство по существу(in judicio) и сам приговор судьи  в идее покоились на соглашении сторон о признании предмета спора(litiscontestatio) то теперь весь процесс построен  на начале власти. Приговор является т отныне  не мнением третейского  судьи-претора , а властным приказом носителя imperium-высшего магистрата или самого императора. Вызов  подданного в суд совершается теперь официально  и при участии представителей государственной власти.   Источниками права теперь являются императорские конституции leges,  а формой императорского указа теперь  — edictum.   Юридическая литература этого периода скудна и количественно и качественно(Кирилл, Домнин, Демосфен, Патрикий).

После новой гражданской войны, развязанной в борьбе за власть  соратниками  престарелого Диоклетиана  а затем  и сыновьями  унаследовавшего  ему    Константина Великого,  полновластным  хозяином государства становится его средний  сын Констанций II.  Правовые институты римского государства интенсивно деградируют.      

В 378 г.  н.э. власть  над   государством достается  полководцу Феодосию, который   делит Империю на западную и восточную.  В 438 г.  императором-внуком ФеодосияI,-  Феодосием II  и западно- римским императором  Валентинианом III    издается  кодекс в 16 книгах , известный как Кодекс Феодосия», в котором были собраны все конституции ,начиная от Константина и даже устаревшие и отмененные чтобы этот сборник мог быть  и пособием для юристов, которым по мнению составителей нужно было знать и прошлое право.

В 476 г. вождь германских наемников  на римской службе Одоакр свергает  с престола последнего императора западной Римской   Ромула Августула, отправив его на бывшую виллу Лукулла[15], под Неаполем   и отослал знаки императорского отличия в  столицу империи Константинопль императору Зенону. Западная часть Римской империи политически перестает  существовать.  Захватившие Италию варварские князьки  и их разноплеменное   воинство, живя по своим законам, предоставляли римлянам жить по их  собственному  праву .

Юстиниан. С восточной частью римской империи-Византией,  которая устояла, выдержав все испытания , навсегда  связана деятельность императора Юстиниана и его помощников. Флавий Петр Савватий Юстиниан остался одной из самых крупных  фигур в  поздней   римской  истории.  Параллельно с решением внешнеполитических задач  этот император  совершил деяние,  которое прославило его имя в веках. Реализуя  грандиозные планы возрождения римской державы, Юстиниан не смог  обойтись без наведения порядка  и в делах законодательных.   В 528-529г.г. комиссия из 10 правоведов во главе с квесторами Трибонианом и Феофилом  по  инициативе императора кодифицировала указы всех римских   императоров от Адриана до Юстиниана  в двадцати книгах «Кодекса Юстиниана», дошедшего до нас в  издании 534 г.  Не вошедшие в этот кодекс  постановления были объявлены утратившими силу.

В 530 г. новая комиссия из 16 известных правоведов  в числе которых было и несколько  известных адвокатов, занялась составлением юридического канона  по обширнейшему материалу  всего римского законодательства. 16 декабря  533г. выходят   50 книг «Дигест» или «Пандектов». В дополнение к ним  были изданы также и  «институции» -подобие  некого учебника для юристов. Эти сочинения,  а также  вышедшие в период с 534 г. до смерти Юстиниана 154 императорских указа (новелл) составляют грандиозный Corpus Juris Civilis.[16]

Юстиниан  всю свою жизнь воплощал   на земле  великий  идеал: единый Бог, единая и великая Церковь, единая и великая держава, единый и великий правитель.   Летом 565г.н.э. ,оставив после себя грандиозные постройки, восстановленную римскую державу и   грандиозную юридический труд, в возрасте 73года  Юстиниан умер.  Великий Данте  в своей «Божественной комедии» поместил  его  в рай. Со времени смерти Юстиниана  восточно-римская империя под именем  Византии, просуществовала еще 900(!!!)лет. Она дала  православие Руси и пала в 1453г., когда  в бою с турками на улицах Константинополя погиб последний римский император.    

Выводы. Из всех наук   мудрые потомки Ромула   считали  главной историю ,  поскольку, не без основания  полагали,  что  не  ведающему   прошлого,  непонятно и настоящее. Но   история, подобно терпеливому , но суровому учителю   не только учит, — она   жестоко  наказывает нерадивых учеников.   Анализируя политическую историю римского социума,  прямым следствием которой является  развитие и угасание   его правовых институтов , нельзя не заметить ,-  право  плодотворно развивается  лишь в период  гражданского согласия и политической консолидации.    Вывод  этот  относится не только к истории римского народа,- ,он применим  к  всем  без исключения странам и нациям  , в том числе и  к нам, россиянам.  С  выводом этим трудно не согласиться.


 

[1] Все меняется, -ничто не исчезает(лат).
[2] Причем, на протяжении всей эпохи поклонения  римлян языческим богам( прим авт.)
[3]  Последовательно : Ромул, Нума Поппилий , Марк Анций, Тулл Гостилий, Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.
[4] т.н. «Принцип Талиона»
[5] В 390г.до н.э. Во время нашествия на Рим кельтов город был взят и сожжен. Врагом  был уничтожен  римский сенат, не пожелавший покидать город. В огне погибли все 12 таблиц…
[6] Создание которого в 367г.до н.э. было прямым следствии острейшей  политической  борьбы римского  патрициата и плебса.
[7] См.речь Цицерона против наместника Сицилии Верреса.
[8] Поспешай медленно(лат.)
[9] Форма «через легальный иск» осталась лишь для двух случаев:для процесса перед судом центумвиров(коллегия ста) который разбирал дела о наследстве и личном статусе и по делам по    damnum infectum-еще не возникшему но угрожающему быть нанесенным ущербу.
[10] Первый работал во времена Марка Аврелия(конец 2 в.н.э., второй  период правления  Александра Севера(первая треть 3 в.н.э).
[11] Адриан, Антонин Пий,Марк Аврелий, Коммод.
[12]  Этот император вел  новый магистрат, который должен был контролировать опекунов- Претуру опеки.
[13]  domatium- Подарок солдатам.
[14] Как еще стыдливо называли римское государство  официальные лица.
[15] Луций Лициний Лукулл- прославленный римский полководец I в.до н.э.
[16] Название утвердилось в 16 веке во время рецепции римского права в эпоху Возрождения.

 

Маликов В. В.

Оставить отзыв
1
2
3
4
5

Подтвердить

     

Отмена
Оставить отзыв

Средний рейтинг:  

 0 Отзывов